Стать более раскрепощенными и понимающими помогает особенным детям НКО «АМБА»
Дети с особенностями развития могут появиться в любой семье – будь то врачи, учителя, железнодорожники. Заниматься с особенными детьми тяжело, но очень благодатно – и сами эти ребята успешно развиваются, и разным людям рядом с ними становится проще, в первую очередь – родителям, которые переживают за судьбу своих чад. В Санкт-Петербурге особым ребятишкам уже не один год помогает в развитии Автономная некоммерческая организация «Центр разработки и реализации инклюзивных социальных проектов «АМБА». Рассказывает директор НКО Антон Павленко.
Начали с помощи сыну
– Антон Владимирович, почему вы решили создать некоммерческую организацию?
– Мы с женой решили открыть НКО для того чтобы помочь нашему сыну Мирославу и другим детям с аутизмом.
– Что для вас «АМБА»?
– Не просто организация и проекты, это – социальная позиция. И помогаешь организации не просто расти и развиваться, вкладываешь в нее свои силы и самое главное – душу. Организация зарегистрирована в июне 2021-го, но начала свою деятельность задолго до своего официального создания. В социальных, творческих и культурных проектах работа велась с 2017 года. С тех пор по настоящее время проведено 17 благотворительных инклюзивных фотосессий различных мероприятий. В 2021-2024 гг. мы организовали и провели 8 мероприятий для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) совмещавших в себе: инклюзию, спорт, праздник, творчество. Количество благополучателей с 2017 г. составило около 650 человек.
– Что для вас самое сложное в работе?
– Найти достаточное количество времени, чтобы осуществить все задуманное. Осуществимых идей много, но для этого всего нужно время. А оно – самый дефицитный ресурс из всех возможных.
– Что вас мотивирует в вашей работе?
– В первую очередь, дети. Все наши дети. Видя их успехи в проектах, их развитие, хочется самим развиваться, расширять и улучшать проекты для них и ради них! Вера в наших детей помогает двигаться дальше. Во-вторых, это люди, которые смотрят и идут с тобой в одну сторону, понимают тебя с полуслова. Они помогают развиваться, не пасть духом, подталкивают своими новыми идеями к росту. И, конечно, семья – родные и любимые поддерживают меня даже в самых, казалось бы, нереальных планах.
«Теремок» и «Лисята»
– Какие проекты сейчас основные в организации?
– Инклюзивный проект по рисованию «Терем-Теремок» и инклюзивная группа катания на коньках для детей с аутизмом «Лисята на льду» с элементами фигурного катания и применением методик прикладного анализа поведения. Также «АМБА» ведет 2 ресурсных класса и организует спортивные и праздничные мероприятия.
– Применяется ли в «Терем-теремке» и «Лисятах на льду» прикладной анализ поведения (ПАП)? С какой целью?
– Все дети с аутизмом разные, и поведение их разнится, но оно есть, у всех и всегда, даже у самого спокойного и предсказуемого ребенка. Приведу примеры: это может быть несоблюдение своей очереди (пройти сквозь группу детей, стоящих на пути, сильно расталкивая локтями всех по сторонам), ребенок может кричать и вокализировать, не соглашаясь с какими-либо требованиями со стороны взрослого, он может просто плакать от перегрузки, и никто даже не сможет понять, что происходит. Да, такое поведение является для окружающих менее травмоопасным, чем деструктивное, но от этого оно не перестает быть проявлением натуры – это раз. Два – ребенку с аутизмом нужно в любом случае работать с таким поведением со специалистами ПАП. Сейчас, возможно, пока ребенок еще дошкольного или школьного возраста – это выглядит забавно и ему многое прощается. Но проявление нрава, даже самое безобидное на первый взгляд, закрепляется, ребенок растет, поведение имеет свойство перерастать в иную форму и последствия в будущем могут быть негативными. В первую очередь, для самого ребенка. А потом уже для семьи и окружающих. Мы на нашем мальчике увидели результаты ПАП – отметили его академические, коммуникативные успехи. И самое главное – поведенческие. В будущем это облегчит жизнь нашего сына. Ведь если он не станет так проявлять свою натуру, он сможет лучше учиться, взаимодействовать с другими людьми, у него будет реальный шанс на самостоятельное будущее.
С помощью научных методик
– Для чего создавался проект «Лисята на льду»?
– Хотели, чтобы сын мог посещать спортивную секцию, где будет применяться научно доказанные методики ПАП. До этого он уже занимался хоккеем для детей с аутизмом, где, к сожалению, за год не научился даже кататься без помощника-фигуриста. И в той секции не применяли методы ПАП. В «Лисятах», при индивидуальном подходе и применении ПАП, сын не просто стал скользить, но и с легкостью выполняет базовые упражнения. Сейчас успешно осваивает различные прыжки.
– Какие результаты дает проект «Лисята на льду»?
– Лучше всего на этот вопрос ответят отзывы родителей-участников проекта. Вот что пишет, например, Валентина К., мама Тимофея: «Замечательно, что у особенных детей появилась возможность заниматься тем, что в доступе у нейротипичных детей, более того, они делаю успехи, преодолевая страх, скованность, зажатость, ведь они занимаются в группе, а значит идет их постепенная социализация!». Отзыв Елены Т., мамы Гриши: «Постепенно изучаем и отрабатываем с Гришей программу занятий, которую тренер составляет и меняет под каждого ребенка исходя из его возможностей и прогресса. Конечно, не всегда тренировки проходят легко и по плану, бывают и «тяжёлые» дни, но мы, родители, в том числе своим примером, учим детей, что хоть малыми шагами, но нужно идти вперед». «Попав в проект, Ева стала меняться на глазах, – пишет мама девочки Елена Э. – Она стала придерживаться распорядка тренировки, слышать и слушать тренера. Она не просто научилась стоять и кататься на коньках, а научилась имитировать движения вслед за другими ребятами, появились самостоятельные просьбы».
– Зачем в проект введена инклюзия?
– Для детей с аутизмом очень важно учиться преодолевать барьеры общения, взаимодействовать с людьми и окружающим миром. На инклюзивных занятиях дети с расстройством аутистического спектра под руководством взрослого могут приобретать новый опыт коммуникации со сверстниками, адаптироваться к такой коммуникации, тренировать навыки ведения диалога, копировать действия сверстников. Для нейротипичных ребят такое взаимодействие может стать прекрасным опытом толерантности к физическим и психическим особенностям других людей, сделать их более чуткими, заботливыми, внимательными к потребностям особых людей.
Павленко Антон Владимирович, участник проекта «PR Акселератор «Формула успеха»