Царскосельский мост
Это первый в России железнодорожный мост. Название Царскосельский мост известно с 1857 года.
Прежде железнодорожная линия называлась Царскосельской, так как вела в Царское Село (ныне Пушкин). Это была первая в России железная дорога.
Первый деревянный мост на каменных устоях был построен в 1836—1837 годах. Работы велись под руководством австрийского и чешского инженера, строителя первых железных дорог в Чехии, Австрии и России Ф. А. Герстнера. Мост был деревянным арочным двухпутным, пролётом 24,5 м. Существующие металлические мосты построены в 1900—1904 годах в ходе реконструкции железнодорожных путей.
Современный мост состоит из двух переправ: юго-западный на один путь и северо-восточный — на три пути. Их опоры облицованы грубым камнем. Металлические конструкции скреплены с помощью заклепок. Центральный пролёт моста представляет собой ферму переменного сечения, повторяющую своим очертанием эпюры изгибающих моментов.
Железнодорожная конструкция состоит из крестовой решетки, которая гарантирует постоянное включение в работу всех элементов при движении состава по верхнему поясу.
Финляндский мост
Этот однопутный разводной мост через Неву на Финляндской соединительной железнодорожной ветке был открыт в 1913 году.
Необходимость строительства моста, соединяющего Финляндскую железную дорогу с другими магистралями страны, возникла в конце XIX века. До постройки моста связь между этими железными дорогами осуществлялась через Литейный мост.
Но городская Управа не стала финансировать этот проект. В мае 1910 г. Инженерный совет Министерства путей сообщения одобрил проект инженеров Н. А. Белелюбского, Г. Г. Кривошеина, И. Г. Александрова и архитектора В. П. Апышкова.
Всего за 2 года на средства Великого Княжества Финляндского был возведён Финляндский мост. Движение по нему было открыто 14 октября 1913 года, а в окончательную эксплуатацию мост был принят 26 апреля 1914 года.
Сегодня мост является памятником истории и культуры. По конструктивному и композиционному решению близок к Большеохтинскому мосту.
Спустя несколько десятков лет, в 1983-1985 гг. почти вплотную к нему был построен второй мост, в точности повторяющий конструкцию первого. После открытия нового моста в 1988 году старый мост был закрыт для движения поездов и поставлен на капитальный ремонт из-за серьёзных коррозионных повреждений. В 1994 году на нём были демонтированы разводной пролёт и механизм разведения моста.
В 2002—2003 гг. в связи со строительством Ладожского вокзала был произведён капитальный ремонт старого моста. Теперь это фактически два моста под одним названием.
Подпорожский разводной мост
Однопутный трехпролетный металлический мост через реку Свирь был построен в 1914 году. Он расположен на 1047,4 км реки Свирь в Ленинградской области, в 6 км ниже по течению Верхне-Свирского гидроузла, у западной границы города Подпорожье.
В январе 1915 года было принято решение о строительстве второго железнодорожного пути в рамках второй очереди работ на Мурманской железной дороге, однако это строительство завершено не было. От этого проекта и остались опоры.
В 1934 году при строительстве каскада Свирских ГЭС (Нижне-Свирский гидроузел и Верхне-Свирский гидроузел) для обеспечения прохода крупногабаритных судов по реке русловое пролетное строение было переустроено в вертикально-подъемное (лифт).
В 1941-1944 годах оккупировавшие Присвирье финны предприняли попытку возвести на старых опорах автомобильный мост, но и это строительство завершено не было.
В 1943 году опоры пролетного сооружения моста были взорваны. В 1946 году мост был восстановлен.
В 2012-2016 годах мост был реконструирован. Проект включал комплекс работ по замене пролетных строений моста, усилению устоев, замене башен машинного помещения, замене всех механизмов и электротехнических устройств. Был произведен подъем пути на подходах к мосту, в результате чего подмостовой габарит увеличился на 0,3 метра, что позволяет пропускать речной транспорт без разведения пролетного строения.
Кузьминский мост
Этот разводной железнодорожный мост на реке Неве был открыт в 1940 году.
Кузьминский мост — второй железнодорожный мост через реку Неву после Финляндского моста.
Линия фронта проходила по реке Нева в этом месте с сентября 1941 по январь 1944 года. Выше опор моста проходили особенно ожесточённые бои во время блокады Ленинграда. В 1941 году при отступлении Красной Армии мост был взорван. После войны левый берег Невы выше моста полностью был покрыт костями павших солдат. В 1945 году был оперативно восстановлен и сдан в эксплуатацию.
В 2000-х годах был проведён ремонт моста.
Шиженский мост ББК
Уникальный мост был возведен на Беломоро-Балтийском водном пути в середине 20 века. Подобных сооружений в мире всего два – один в Канаде, а другой – этот самый мост в Беломорске.
В чем же уникальность моста? Прежде всего в его разводном пролете. Откатно-раскрывающаяся система мостов очень редко проектируется и воплощается в жизнь. К ней прибегают в том случае, когда нет возможности возведения мощных опор. И так, как город Беломорск стоит на скале, русло канала тоже прорублено в скале. Именно поэтому при проектировании и строительстве этого красивейшего моста было решено отказаться от бурения скального грунта и возведения русловых опор.
Мост был сдан в эксплуатацию в 1952 году с большими недоделками. Откатно-раскрывающаяся система, к примеру, не работала от электропривода, как это предусматривалось проектом. Капитальный ремонт был выполнен много позже – он завершился в 2006 году. В ходе реконструкции была произведена полная замена механизмов и электрических устройств, замена опорных частей и мостового полотна, а также частичный ремонт металлических пролетных строений. Все оборудование моста было предоставлено нестандартное, специальное. Уникальный однокрылый мост в Белогорске, с установленной на нем откатно-раскрывающейся системой обрел вторую жизнь.
Волхов мост
Крупный железнодорожный мост через реку Волхов у деревни Дубовики на линии Санкт-Петербург – Вологда был принят в эксплуатацию в 1905 году. Мост был построен меньше, чем за три года по проекту выдающегося русского ученого Л.Д.Проскурякова.
Первые бои близ реки Волхов произошли ближе к осени 1941-го года. Красная армия отступала под натиском врага.
Чтобы замедлить продвижение фашистов производились подрывы мостов и дорог, минировались автомобильные и железные дороги.
Когда опасность захвата территорий миновала, во время ВОВ через реку построили временный деревянный мост. Он был предназначен для одной колеи железной дороги взамен разрушенного основного железнодорожного моста расположенного выше по течению.
Впрочем, и основной мост вскоре восстановили, железнодорожный путь убрали и по этому деревянному мосту пустили автомобильный транспорт. Мост использовался до конца 1950-х годов как автомобильный.
Лодейнопольский автомобильно-железнодорожный мост
Мост, протяженностью более 200 метров, построен в 1972 году. Он имеет лифтовую конструкцию, предусматривающую подъёмный средний пролёт для прохода судов по Свири. Специалисты подчеркивают – это хорошее инженерное решение мостового соединения берегов реки Свирь.
Предназначен для одновременного движения автомобильного и железнодорожного транспорта.
Мост имеет три пролета, из которых правобережный и средний — судоходные. Правобережный (спусковой) пролет предназначен для судов, идущих сверху.
В наведенном состоянии средний пролет предназначен для судов, идущих вниз, в разведенном состоянии — для судов, идущих снизу и сверху.