Во все времена людям необходимо было передвигаться с места на место. Однако этому препятствовали водоемы. Первыми переправами стали поваленные деревья, перекинувшиеся через реки. Затем придумали приспособления из веревки.
Но чем больше происходило развитие человеческого общества, тем более надежные и прочные сооружения требовались. Так появились понтонные мосты – несколько судов, соединенных крепкими канатами поперек реки. Интересный факт – первые понтоны в Месопотамии делались из надутых воздухом овечьих бурдюков.
Древнейший засвидетельствованный мост был перекинут в древнем Вавилоне через Евфрат. Построили его при царе Навуходоносоре I около 1100 г. до н.э. Чтобы установить 100 каменных столбов, на которых покоилось деревянное полотно, воды реки отвели на время в большой пруд.
Основы мостостроения
Римские инженеры заложили основы мостостроения на века. При возведении арочных мостов они первыми стали использовать бетон для скрепления природных камней. Чтобы не ставить слишком много опор, сужающих русло реки и, тем самым усиливающих течение, римляне научились строить арки с пролетом до 50 м.
Многие сооружения римской эпохи сохранились до сих пор. Как пример, акведук Пондю-Гар на юге Франции. А мост Понте дель Аббадиа в Италии (I в. до н.э.) продолжают использовать и сегодня.
Мосты сегодня являются военно-стратегическим объектами и одними из важнейших средств коммуникации. Известно, что французский военный и политический деятель Наполеон Бонапарт обрел славу отчаянного храбреца именно на мосту. В ноябре того же 1796 года, в битве на Аркольском мосту будущий император Франции, невзирая на шквальный огонь австрийцев, со знаменем в руках увлек в атаку своих гренадеров.
Мосты сожжены
Во все времена военачальники приказывали уничтожать мосты, оставшиеся в тылу их армии. А крылатое выражение «мосты сожжены» пошло еще из Древнего Рима. Оно означало невозможность отступления и оставляющее выбор лишь между победой и смертью.
Русские солдаты, участники легендарного Швейцарского похода А. В. Суворова (1799), совершили коллективный подвиг за перевалом Сен-Готард, на Чертовом мосту.
Этот страшный мост, построенный, согласно легенде, самим дьяволом, висел над рекой Ройс на высоте 25 метров. Французская артиллерия разрушила один из пролетов моста, обнажив головокружительную пропасть под ним. Но чудо-богатырей Суворова не устрашила зияющая бездна. Разобрав стоявший неподалеку сарай и связав бревна офицерскими шарфами, мушкетеры Мансурова восстановили поврежденный участок Чертова моста под убийственным огнем французов, а затем перешли в атаку и выбили неприятеля с удобной высокогорной позиции.
Мосты также стали символом самоутверждения человека и преодоления сил природы. Сегодня в мире существует более миллиона мостов разной длины, высоты и красоты. Они играют важнейшую роль в современной международной сети транспортных потоков, их огромное торговое и стратегическое значение.